Черниговская-Ильинская икона Божией Матери

День празднования: 16/29 апреля.

В Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, основанном в 1844 году Святителем Филаретом, Митрополитом Московским, с 1852 года хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, называемая «Черниговской-Ильинской».

Из Пермских Епархиальных Ведомостей, 1887 год: «В 1869 году Господу было угодно прославить сию икону благодатными знамениями и чудесами… По молитве перед сей иконой исцелялись от умопомешательства, умоисступления и бешенства, от глазной болезни, горячки, ревматизма, головной боли, паралича, падучей болезни, от рака, водянки, слоновой проказы, от немоты, запоя и от других тяжких болезней».

В 1874 году точный список с этой чудотворной иконы был написан в  Свято-Троицкой Лавре для новооткрытой в то время в Перми Успенской женской общины (ныне – Успенский женский монастырь) по просьбе ее начальницы, монахини Руфины.

 Через 13 лет, 18 января 1887 года (31 января — н. ст.), в Пермь был принесен второй точный список с чудотворной иконы. О его создании известно из письма иеромонаха Сергиевой Лавры Иоанникия (Варфоломеева), уроженца г. Оханска, на имя Преосвященного Ефрема, Епископа Пермского и Соликамского.

 Из Пермских Епархиальных Ведомостей, 1887 год: «В этом письме о. Иоанникий пишет Владыке, что один из иноков Сергиевой Лавры, не желающий открыть своего имени, отличающийся строгой жизнью и занимающийся иконописанием, владеет особенным даром воспроизводить в больших размерах точные списки с чудотворной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, находящейся в пещерной церкви при Гефсиманском ските, между тем как другие иконы его письма не отличаются таким художественным воспроизведением. По особенному усердию к Царице Небесной, помогающей ему так художественного изображать Ее пречистый лик, означенный инок написал уже несколько списков с чудотворной иконы, сопровождая свой священный труд сугубой молитвой и постом и жертвуя их в разные места.

Между прочим он, без всякой просьбы от кого-либо, пожелал пожертвовать

такой же список в далекую Пермь, в которой он никогда не бывал, но, по собственным его словам, чувствует особенное расположение к жителям далекого севера, между которыми много сохранилось еще патриархальной простоты нравов и чистоты веры. По написании икона освящена была в Лавре Преподобного Сергия, по чиноположению церковному, с возложением ее на раку св. мощей его, и затем инок-жертвователь поручил ему, о. Иоанникию, отправить св. икону в г. Пермь, предоставив воле Пермского Владыки поместить ее в какой-либо городской церкви, но непременно в городе.

Получив св. икону, Архипастырь признал самым лучшим и приличным поставить ее в своей Крестовой церкви…».

 

Так Черниговская-Ильинская[i] икона Пресвятой Богородицы была принесена в Крестовую церковь во имя Святителя Митрофана Воронежского и установлена за левым клиросом.

К началу ХХ столетия образ поистине стал местночтимой святыней. Тщанием жителей Перми, он был вложен в позлащенный киот.

Традицию почитания Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери заложили Епископы Пермские – начиная с Преосвященного Ефрема (Рязанова). Торжественное Богослужение 16/29 апреля, в день празднования в честь иконы, впервые было совершено уже в 1887 году.

Именно с конца XIX века складывается и традиция особого молитвенного почитания Черниговского-Ильинского образа Божией Матери в Крестовой церкви Пермского Архиерейского дома.

Каждое воскресенье после вечернего Богослужения каждый Епископ Пермский, при множестве молящихся, служил в своей домовой церкви молебен с акафистом перед этим образом Пресвятой Богородицы. Традицию эту ввел еще Епископ Ефрем. После него она была продолжена Епископами Пермскими Владимиром (Никольским), Петром (Лосевым) и Иоанном (Алексеевым). Традиция складывалась постепенно: так, например, Епископ Петр перед этой иконой, в преддверии поездок, читал акафист Покрову Пресвятой Богородицы, а Епископ Иоанн вечером накануне дня Святого Духа служил в Крестовой церкви (но не перед Черниговской-Гефсиманской иконой) молебен с акафистом Святому Духу. Окончательно традиция молебнов с акафистом именно перед Черниговской-Ильинской иконой Божией Матери закрепилась в начале ХХ века, при Епископах Никаноре (Надеждине) и Палладии (Добронравове).

На то, что икона была местночтимой святыней, указывает тот факт, что молитву перед образом включили в достаточно загруженную программу посещения Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной города Перми в 1914 году. 12 (25) июля 1914 года будущая Преподобномученица приложилась к Черниговской-Ильинской иконе после прочтения молитвы Пресвятой Богородице Преосвященным Палладием.

Традицию особого почитания Черниговской-Гефсиманской иконы продолжил и Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), каждое воскресенье вечером служивший перед иконой молебен с акафистом –  даже в Великий пост. Известно, что он был арестован в ночь на 4/17 июня 1918 года, в ночь с воскресенья на понедельник. Таким образом, Черниговская-Ильинская икона Божией Матери была последним образом, перед которым Священномученик Андроник молился в Крестовой церкви.

Также известно, что за день до своего ареста, 3/16 октября 1918 года, Священномученик Феофан, Епископ Соликамский, служил параклис – особое молитвенное обращение ко Пресвятой Богородице. Вероятнее всего, он совершил его перед Черниговской-Гефсиманской иконой.

Черниговская-Ильинская икона Пресвятой Девы, как и многие другие святыни земли Пермской, бесследно исчезла после революции.

В 2018 году настоятелем Гефсиманского скита архимандритом Дамианом (Швецовым) список с чудотворного Черниговского-Гефсиманского образа вновь был подарен городу Перми и вновь разместился в Крестовом храме во имя Святителя Митрофана Воронежского.

[i] Со временем икону стали называть и «Черниговской-Гефсиманской» –  по названию иконы-первообраза из Гефсиманского скита.

Комментирование запрещено

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"