Преподобномученики Евфимий и Алексий Белогорские

О братьях Коротковых, ставших первыми Новомучениками на Пермской земле, известно немногое.

Владимир Трофимович Коротков родился 27 июля 1882 года в Ермиевской волости Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье.

8 декабря 1903 года он вместе со своим братом Алексием поступил в Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь. Вслед за ними в обитель пришел и их отец, Трофим Коротков, служивший в обители до самой смерти и перед кончиной принявший иноческий постриг.

5 декабря 1905 года Владимир Коротков был облечен в рясофор, а 14 октября 1912 года был пострижен в монашество с именем Евфимий. 29 марта 1913 года он был рукоположен в сан иеродиакона. Иеродиакон Евфимий был известен как поэт Белогорского монастыря. Стихотворения его печатались в духовных журналах.

Брат его, Алексий Коротков, также собирался принять иночество, но с началом Первой мировой войны был призван на фронт. Отец Евфимий в то время был назначен служить на подворье Белогорского монастыря в Перми, которое находилось у перекрестка улиц Далматовской (ныне – улица Попова) и Петропавловской и поистине считалось одной из «духовных твердынь» города.

Иоанно-Златоустовский храм подворья Белогорского монастыря в Перми. 1920-е годы. Из частной коллекции «Пермский стиль»

Послушник Алексий Коротков служил в армии в течение всей Великой войны, участвовал во многих ее сражениях. За проявленное в бою мужество он был награжден Георгиевским крестом. В феврале 1918 года он получил отпуск и поехал домой. Вернувшись в Пермь, он сразу же пошел на монастырское подворье, к брату.

1917–1918 годы были тяжелейшим временем произвола большевиков, осуществивших вооруженный захват власти. Тем не менее, до поры до времени дело не доходило до прямого столкновения пермяков с новыми «хозяевами жизни».

Все изменилось зимой 1918 года. 23 января/5 февраля 1918 года был опубликован декрет Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, узаконивший осквернение храмов и монастырей. 25 января/7 февраля  Священномученик Андроник, Архиепископ Пермский и Кунгурский, выпустил воззвание, в котором призывал верующих встать на защиту церковного достояния. В Перми текст декрета был оглашен 28 января/10 февраля. Повсеместно началось разворовывание церковного имущества.

4/17 февраля в знак протеста против гонения на Церковь по городу прошел общегородской, «небывалый по многолюдству и одушевленности», крестный ход. Единение верующих перед лицом беззакония вызвало злобу большевиков.

8/21 февраля красноармейцы в поисках наживы напали на подворье Белогорского монастыря. Следуя распоряжению Владыки Андроника, оставленном им в воззвании от 25 января/7 февраля, настоятель подворья иеромонах Григорий (Честиков) благословил иеродиакона Евфимия подняться на колокольню и ударить в набат. На защиту обители пришли ее многочисленные прихожане: чиновники, лавочники, студенты, множество женщин. Желая защитить подворье, они, возглавляемые иеромонахами, под непрекращающийся набат пошли вокруг него крестным ходом. Между красноармейцами и верующими начались стычки. Тогда в подмогу нападавшим были посланы отряды красной гвардии под началом В. Матвеева и М. Смирнова, П. Малкова и Чернышева.

Вновь прибывшие выстрелами в воздух разогнали крестный ход; его участники укрылись на территории подворья. Красногвардейцы, вскоре ворвавшиеся вслед за ними, принялись стрелять по колокольне, и набат затих. В ответ на это с крыш соседних зданий раздались выстрелы по нападавшим.

Несмотря на перестрелку, верующие не покинули подворье: часть из них заперлась в храме, где иеромонах Григорий служил молебен, другие же остались на паперти, преграждая путь в церковь. По приказу красногвардейца В. Матвеева по ним открыли огонь из ружей и пулеметов. Затем большевики, подорвав двери гранатой, ворвались в храм, где продолжили стрельбу. По официальным данным, в тот день погибло 12–15 человек. Захватив подворье, красноармейцы грабили его в течение двух недель.

После штурма подворья большевиками было арестовано «несколько духовных лиц, одетых в солдатские шинели» – это были  вернувшиеся с фронта послушники, ожидавшие возможности вернуться в Белогорский монастырь; именно их посчитали виновными в стрельбе по красногвардейцам. Среди арестованных был и послушник Алексий. Арестовали также и иеродиакона Евфимия, который бил в набат, созывая верующих на защиту подворья.

На следующий день, 9/22 февраля 1918 года, братьев Коротковых вывели на берег Камы, где после долгих истязаний убили. Их обезображенные тела, оставленные палачами на льду для устрашения инакомыслящих, обнаружили извозчики. После опознания их родным была послана телеграмма, и ко дню погребения в Пермь приехали мать и сестры страдальцев.

Утром 12/25 февраля колокол Иоанно-Златоустовского храма Белогорского подворья призывал народ на молитву. К началу отпевания на подворье пришло множество верующих: гробы утопали в свете тысяч свечей. Похороны мучеников воспринималось всеми как обретение новых святых заступников, и скорбь потери даже у родных сменилась благодатной радостью от соприкосновения со святостью. Братьев-мучеников похоронили на Архиерейском кладбище.

На Архиерейском кладбище. 2019 год

Епископ Андроник, находившийся в то время в Москве, получив подробный отчет об обстоятельствах штурма Белогорского подворья, писал:

«Да упокоит Господь и простит вольные и невольные прегрешения всех православных иноков и мирских, убиенных в г. Перми за Святую Веру и Церковь на Белогорском подворье. Да благословит Господь усердие всех, кто тогда крепко стоял за церковные святыни, боясь одного Бога, а не устрашений вражеских…».

Вскоре после погребения иеродиакона Евфимия и послушника Алексия их мать и сестры приняли монашество. Одна из сестер в память о братьях написала:

Вы были первые страдальцы

За веру в наши времена.

Господь запишет в Книгу жизни

Навечно ваши имена…

Могилы Преподобномучеников Евфимия  и Алексия были утрачены после размещения на Архиерейском кладбище зоопарка.

Комментирование запрещено

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"