Священномученик Иларион (Троицкий), Архиепископ Верейский, в Перми

Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) — один из столпов Православия XX века, личность, во многом определившая дух эпохи, выдающийся священнослужитель, так много сердец напитавший любовью Христовой, жившей в его сердце.

Архимандрит Иларион (Троицкий), инспектор Московской Духовной академии

Его хрестоматийная речь на Поместном Соборе 1917 – 1918 гг. поставила точку в дискуссиях о восстановлении патриаршества в России. После избрания на патриарший престол Митрополита Тихона (Беллавина) Архиепископ Иларион стал его ближайшим сподвижником.

Архиепископ Иларион –  главный врачеватель всех расколов в Русской Православной Церкви 1920-х гг., вернувший в лоно Матери-Церкви многих иерархов (например, Священномученика Виктора (Островидова), Епископа Глазовского).

В 1926 году Владыка Иларион встретился с одним из руководителей антирелигиозной политики большевистского правительства — начальником 6-го отделения ОГПУ Евгением Александровичем Тучковым. В результате деятельности Тучкова («советского обер-прокурора», как он себя называл) от Русской Церкви отошли в раскол 55 Архипастырей. В течение нескольких месяцев Тучков уговаривал и Владыку Илариона выступить на стороне григорианского раскола, инспирируемого ОГПУ. Позже Архиепископ Иларион скажет про этого человека: «воочию сам сатана».

Не поддавшись искушению, сулившему свободу, Архиепископ Иларион вновь был отправлен  в Соловецкий лагерь — уже до конца своих дней. Трудно представить, что пережили знавшие Владыку при вести о его кончине 28 декабря 1929 г. Пронзительными словами «Испуганным голосом сердце вскричало» начинается стихотворение иподиакона Архиепископа Илариона Н. Б. Кирьянова, посвященное памяти замученного Архипастыря.

Боль от утраты этого незаурядного человека всколыхнула всю Русскую Церковь — в России, сидящую в тюрьмах и ссылках, и за рубежом, живущую в утратах и лишениях, в тоске по утраченной Родине.

Священномученик Иларион, в то время занимавший должность инспектора Московской Духовной академии, посетил Пермь в 1914 г.

21 и 22 июня [4 и 5 июля по н.ст. – прим.] кратковременную остановку в пути своем имел в г. Перми инспектор Московской духовной Академиии Архимандрит Иларион. В субботу 21 июня о. инспектор в Крестовой церкви [Крестовый храм во имя Св. Митрофана Воронежского – прим.] совершал в сослужении прибывшего вместе с ним о. инспектора классов Московского Мариинского епархиального женского училища прот. Добронравова, смотрителя Пермского духовного училища иером. Феофила и иером. Крестовой церкви о. Никона [иеромонах Никон (Коробкин) – делопроизводитель Пермского Архиерейского дома, свидетель ареста Сщмч. Андроника – прим.], всенощное бдение, а в воскресенье, 22 июня, в сослужении тех же лиц и в той же Крестовой церкви – Божественную литургию. Служение Московского о. Архимандрита оставило глубокое впечатление у богомольцев. По окончании литургии Московские гости посетили духовную семинарию и в присутствии о. духовника семинарии прот. К. А. Шестакова и преподавателя Н. И. Колосова осматривали семинарский храм, утварь его, семинарские классы, а затем отбыли в духовное училище.

Из Пермских Епархиальных Ведомостей, 1914 г.

Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) причислен к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских в 1999 г.

Частица св. мощей Священномученика Илариона, Архиепископа Верейского, находится в градо-Пермском Петропавловском соборе.

Петропавловский собор, г. Пермь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"