Преосвященный Палладий (Добронравов), 14-й Епископ Пермский

Епископ Палладий. Начало ХХ в. Из фондов ПКМ

Преосвященный Палладий (Добронравов; 1865–1922),

Епископ Пермский и Соликамский

с 28 ноября 1908 года* по 30 июля 1914 года

 

Родился 18/30 ноября (1 декабря н. ст.) 1865 года в г. Могилеве в семье коллежского советника. В 1881 году, по окончании пяти классов Могилевской мужской гимназии поступил в Могилевскую Духовную семинарию, однако после кончины отца был вынужден перевестись сначала в Вифанскую, затем – в Московскую Духовную семинарию. В 1887 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию; на I курсе был переведен в Московскую Духовную академию. В 1888 году пострижен сначала в рясофор, затем – в малую схиму. 25 декабря 1888 года был рукоположен в сан диакона; 15 апреля 1890 года принял священный сан. В 1891 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Преподобный Ефрем Сирин и его нравственное учение». Служил смотрителем Коломенского (1891) и Звенигородского (1892) Духовных училищ. С 1892 года преподавал словесность, греческий язык и богословие в Вологодской Духовной Семинарии. В 1894 году был назначен преподавателем гомилетики и соединенных с ней предметов  в Могилевской Духовную семинарию; в 1896 году был переведен на ту же должность в Тульскую Духовную семинарию.

В 1897 году возведен в сан архимандрита и назначен наблюдателем миссионерских курсов при Казанской Духовной академии и наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря.  В 1899 году, защитив  диссертацию «Преподобный Пахомий Великий и первое иноческое общежитие (по новооткрытым коптским документам)», получил степень магистра богословия.

В том же году назначен  ректором Виленской Духовной семинарии.

С 1901 года – Синодальный ризничий**; служил в Кремле, в храме в честь Двенадцати Апостолов. В том же году вышел первый сборник его проповедей.

6 декабря 1903 года архимандрит Палладий был хиротонисан во Епископа Вольского, викария Саратовской Епархии. В период его управления викариатством в Вольске был отреставрирован Свято-Троицкий Кафедральный собор, устроен Архиерейский дом, построена Свято-Успенская церковь, окончено строительство здания 2-го Саратовского Епархиального женского училища.

28 ноября 1908 года Преосвященный Палладий был назначен Епископом Пермским и Соликамским.

При нем:

были освящены: Казанский храм Бахаревского монастыря (1909), главный престол Вознесенской церкви (1910);

Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. Начало ХХ века. Из частной коллекции «Пермский стиль»

были построены: храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского 194 Троицко-Сергиевского пехотного полка (1913), часовня в память 300-летия Российского Императорского Дома в Успенском женском монастыре (1913);

Часовня в память 300-летия Императорского Дома Романовых. 1920-е годы. Из электронного архива Пермского Успенского женского монастыря

в Перми, за Городским садом, между улицами Сибирской и Оханской (Газеты «Звезда») была совершена закладка храма в честь Рождества Христова (1914);

была устроена временная домовая церковь в Казенной палате (1914);

в Пермской Епархии была построено ок. 45 церквей;

были открыты: в Осинском уезде – Фаворская Спасо-Преображенская мужская пустынь (1910), в Оханском уезде – Сергиевский Тамаровский женский монастырь (1910);

была возрождена Чердынская Иоанно-Богословская обитель (1911);

Чердынский Иоанно-Богословский женский монастырь. Начало ХХ века. Из частной коллекции «Пермский стиль»

при Архиерейском доме была открыта Пастырско-миссионерская школа имени протоиерея Иоанна Кронштадтского (1911);

был создан Проповеднический наблюдательный комитет (в 1912 году выходит второй сборник проповедей Владыки);

было учреждено Пермское отделение Православного Камчатского братства (1912);

было основано Пермское Церковно-Археологическое Общество (1912);

окончена реконструкция здания Епархиального женского училища (1913).

Романовское Епархиальное женское училище. Начало ХХ века. Из частной коллекции «Пермский стиль».
Слева, за двухэтажным зданием училища — новый корпус, построенный в 1913 году

Запомнился пермякам как «Архипастырь, исполненный глубокой доброты сердца», «хранитель благолепного строго-уставного совершения Богослужения».

В июле 1914 года принимал в Перми Великую Княгиню Елисавету Феодоровну, сопровождал ее в поездке по Пермской Епархии.

В 1914–1917 годах управлял Саратовской Епархией. По благословению Владыки Палладия по всей Епархии были созданы приходские сестричества по уходу за ранеными, ясли для детей воинов, призванных на фронт, основан епархиальный Комитет по устройству быта беженцев. Кроме того, были  основаны Епархиальный проповеднический наблюдательный комитет и Епархиальный певческий наблюдательный совет. В 1917 году открылись  миссионерские курсы для насельниц женских монастырей. В Саратовской Духовной семинарии были организованы проповеднический и миссионерский кружки.

После февральского переворота*** Епископа Палладия обвинили в поддержке Григория Распутина, а его окружение – во взяточничестве. Съезд духовенства Саратовской Епархии принял решение об удалении его с кафедры, однако Владыка не подчинился этому решению и был посажен под домашний арест. 23 апреля 1917 года он был под конвоем отправлен в Петроград в распоряжение обер-прокурора Святейшего Синода, который назначил ревизию Саратовской Епархии.

Чиновник Ф. И. Виноградов, ревизовавший Епархию, охарактеризовал Владыку Палладия как ревностного и деятельного Архиерея, заботившегося о своих подчиненных. Виноградов установил, что в течение трех лет пребывания на Саратовской кафедре Владыка 10 раз совершал поездки Епархии, преодолев расстояние более 4000 верст, причем более 2000 верст на лошадях. Всюду, где бывал Преосвященный, он совершал Богослужения и вел беседы с духовенством и народом. Вместе с тем в вину Владыке Палладию ставили его излишнюю доверчивость и поспешность рукоположений.

В результате ревизии обвинение в поддержке Распутина было снято, причем невиновность Преосвященного подтвердил губернский комиссар Временного правительства Н. И. Семенов.

6 мая 1917 года Святейший Синод уволил Епископа Палладия на покой с назначением его настоятелем Белевского Спасо-Преображенского мужского монастыря Тульской Епархии. В Белеве Владыка провел около года.

Дело о насильственном смещении Преосвященного Палладия с Саратовской кафедры рассматривала по его заявлению Судная комиссия при Совещании Епископов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. 4 августа 1918 года Архипастыри выразили Владыке Палладию «братское соболезнование Епископов по поводу перенесенных им тяжких нравственных испытаний». Обвинения, выдвинутые против него, Архиереи сочли «или совершенно голословными, или основанными на неточных или преувеличенных данных».

В августе – сентябре 1918 года Епископ Палладий участвовал в заседаниях Поместного Собора.

5 сентября 1918 года назначен Епископом Сарапульским и Елабужским, однако из-за тяжелых условий, вызванных Гражданской войной, добраться до места служения не смог. Зиму 1918–1919 годов провел в Москве, служа в Бородице-Рождественском женском монастыре.

2 июня 1919 года Епископ Палладий был освобожден от управления Сарапульской Епархией и назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря. В то же время заболел тифом. Во время его болезни воскресенские власти, исполняя постановление Звенигородского уездного совета от 29 июня о закрытии в течение месяца всех монастырей в уезде, 13 июля собрали у Воскресенского собора монастырскую братию и объявили об упразднении обители****.

Епископ Палладий был арестован в середине августа 1919 года по клеветническому доносу. Еще не оправившийся от тяжелой болезни, Владыка провел в Бутырской тюрьме более трех месяцев. Мучительное беспокойство об оставшихся на его попечении родных, тяжелые условия заключения, нравственные страдания, вызванные возведенной на него клеветой, стали тяжким испытанием для Преосвященного.

На суде, состоявшемся 29 октября 1919 года, предъявленные Владыке обвинения были опровергнуты показаниями других свидетелей, однако Особая сессия при Московском столичном совете народных судей приговорила его к пяти годам лишения свободы.

Выйдя на свободу по амнистии, в 1920 – 1922 годах Епископ Палладий был настоятелем общины Московского Новоспасского монастыря, в котором в это время находился исправительно-трудовой лагерь.

В большевистских документах Преосвященного нередко именовали «другом Патриарха Тихона»; известно, что он часто бывал у Святейшего в 1918–1922 годах.

Епископ Палладий (Добронравов) скончался в Москве на первой седмице Великого поста***** в 1922 году.

Место захоронения неизвестно.

Из первой речи Преосвященного Палладия в градо-Пермском Кафедральном Соборе, 1908 год:

«…С любовию я приехал к своей незнакомой и неведомой доселе пастве и своим сослуживцам и соработникам на ниве Христовой. Пусть же эта любовь всегда служит крепким связующим звеном наших взаимных добрых отношений. Во имя любви Христовой, а не во имя только сухого и формального чувства долга, и во имя братского единения между пастырем и пасомыми я желал бы трудиться на Пермской кафедре. Любовь – это великая созидательная сила Божия. Она умудряет Епископа, способствует ему постоянно стремиться к собственному духовному усовершенствованию и обновлению на пользу вверенной ему от Господа паствы. Об этом я особенно усердно молился пред ракою Святителя Стефана, проезжая чрез Москву к месту своего нового служения. В то же время любовь и единения духа между пастырем и паствою – великая нравственная сила, которая много может сделать и в духовной, и в общественной жизни нашей. Я глубоко всегда проникался и проникаюсь Евангельским изречением: «Паси агнцы Моя, паси овцы Моя», находя ближайшее осуществление этих слов Спасителя в заповеди Его о любви к Богу и ближнему. Пусть же эта любовь и доверие всегда сопутствуют нам в нашей жизни и в наших взаимных отношениях».

 

* Даты до 1/14 февраля 1918 года приведены по юлианскому календарю.

** К началу XX века ризница включала в себя богатейшее собрание церковных древностей, старопечатные издания и письменные источники, предметы, принадлежавшие русским Патриархам и Митрополитам, и воспринималась современниками как Синодальный исторический музей.

*** Данные о жизни Епископа Палладия после 1917 года предоставлены А. И. Мраморновым.

**** Окончательно монастырь был закрыт в ноябре 1919 года.

***** 27 февраля – 5 марта.

 

Комментирование запрещено

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"