Святитель Агафангел (Преображенский), Митрополит Ярославский, в Перми

Высокопреосвященный Агафангел (Преображенский; 1854 — 1928), Митрополит Ярославский и Ростовский.
1920-е годы

Алек­сандр Лав­рен­тье­вич Пре­об­ра­жен­ский родился в 1854 году в Тульской губернии в семье священника и был воспитан в благочестии. «Я любил часто и подолгу оставаться на кладбище, – вспоминал Святитель о своем детстве, – и здесь, среди могил и крестов – этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что всё персть, всё пепел, всё сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших своё земное странствование».

Однако его пусть к священному сану не был простым. Во время учебы в Тульской Духовной семинарии он пережил первые серьезные духовные искушения. В 1860-е – 1870-е годы се­ми­нар­ское об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии пре­бы­ва­ло в пла­чев­ном со­сто­я­нии и не могло удовлетворить потребностей духа молодого поколения. Модными и похвальными были профессии врача и инженера. Увле­че­ние есте­ствен­ны­ми на­у­ка­ми не оста­ви­ло в сто­роне и Алек­сандра. К кон­цу обу­че­ния он ре­шил оста­вить Се­ми­на­рию и по­сту­пить в свет­ское учеб­ное за­ве­де­ние, чтобы стать вра­чом, но внезапно тяжело заболел. Бо­лезнь про­дол­жа­лась око­ло го­да, и за это время постоянные беседы с отцом помогли Александру преодолеть искушение и вернуться на духовную стезю.

В 1877 году он поступил в Московскую Духовную академию, и там смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, коим всегда славилась Троице-Сергиева Лавра. В оби­те­ли Пре­по­доб­но­го Сер­гия вер­ну­лось к нему пер­вое юно­ше­ское же­ла­ние стать свя­щен­ни­ком, но в сане ли иерея или свя­щен­но­и­но­ка – Алек­сандр не знал. И ча­сто, с бла­го­го­ве­ни­ем скло­ня­ясь пе­ред мо­ща­ми Пре­по­доб­но­го Сер­гия, он мо­лил­ся и спрашивал: не остать­ся ли на­все­гда в сте­нах оби­те­ли? И внут­рен­ний та­ин­ствен­ный го­лос ему от­ве­чал:
«Доб­ро есть здесь бы­ти, остань­ся здесь».

Не послушавшись этого внутреннего побуждения, Александр, блестяще окончив Духовную академию в 1881 году, женился, но всего через одиннадцать месяцев после свадьбы трагически потерял и жену, и новорожденного сына. Это горе привело его к мысли, что избранный им образ жизни – не его путь, и утвердило в решении оставить мир.

В марте 1885 года он принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен в священный сан. Следующие четыре года своей жизни он посвятил обучение и воспитанию молодежи, занимая должности инспектора в Томской Духовной семинарии и ректора в Иркутской Духовной семинарии.

В 1889 году о. Агафангел принял архиерейский сан. Служение его проходило в Иркутской, Виленской,  Рижской и Ярославской Епархиях. В апреле 1917 года он был возведен в сан Митрополита Ярославского и Ростовского.

Митрополит Агафангел был одним из участников Поместного Собора 1917–1918 годов и участвовал в выборах Патриарха. С 1918 года он был членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.

На заседании Поместного Собора. 1918 год. Из фондов ГИМ

В 1920-х годах большевистское правительство, желая создать в России новую Церковь, которая бы полностью поддерживала из беззаконные действия, поддержало обновленческое движение. В ряды обновленцев входили те священнослужители, которые желали пренебречь церковными канонами ради достижения власти и благополучия. Так возник обновленческий раскол. Чтобы заставить верующих идти за «красными попами», как обновленцев называли в народе, большевики принялись арестовывать верных Христовой Церкви Архипастырей. В мае 1922 года был арестован Святейший Патриарх Тихон, который, даже пребывая в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление и передал Митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения. В июне было выпущено заявление о том, что обновленческое «Высшее Церковное Управление является «единственной канонически законной церковной властью». В этот труднейший и опаснейший момент Митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издал Послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призвал верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За свое сопротивление обновленцам в их попытке захватить власть в Церкви Святитель был немедленно арестован. Зимой 1922 года больной 68-летний старец, после шестимесячного заключения в ряде тюрем, был отправлен общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашев Нарымского края.

В ссылке. 1920-е годы

В 1925 году в своем завещании Патриарх Тихон назвал Митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя – Священномученики Митрополит Петр (Полянский) и Митрополит Кирилл (Смирнов), поэтому заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал Митрополит Сергий (Страгородский).

В 1925 году советское правительство приводит в действие следующий план по разрушению Русской Православной Церкви изнутри. Для это ОГПУ инициирует в Церкви ряд новых расколов, первым из которых стал григорианский. Новый этап антирелигиозной политики большевиков проводил в жизнь Евгений Тучков – начальник отдела ОГПУ по борьбе с церковными организациями в СССР. В результате деятельности Тучкова, которого Священномученик Иларион (Троицкий) назвал «воочию сам сатана», от Русской Церкви отошли в раскол 55 Архипастырей.

Пре­сле­дуя цель уни­что­же­ния Церк­ви, Тучков от­во­ди­л в этом за­мыс­ле ме­сто и Мит­ро­по­ли­ту Ага­фан­ге­лу. Ра­ди этого Владыка, возвращавшийся из ссылки, был за­дер­жан бо­лее чем на пол­го­да в тюрь­ме города Перми. В апреле 1926 года Тучков встретился с Владыкой Агафангелом, чтобы пред­ло­жить ему – как вто­ро­му кан­ди­да­ту – всту­пить на пост Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля в со­от­вет­ствии с за­ве­ща­ни­ем Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, с тем, чтобы яко­бы спа­сти Пра­во­слав­ную Цер­ковь от анар­хии и цер­ков­ной раз­ру­хи, солгав о том, что советское правительство го­то­во из­ме­нить свое от­но­ше­ние к Пра­во­слав­ной Церк­ви и признать законной Патриаршую Церковь. Положение Церкви, раздираемой смутами, вы­зва­ло у Мит­ро­по­ли­та Агафангела столь силь­ное бес­по­кой­ство, что не оста­ва­лось ме­ста до­гад­кам о ко­вар­стве и хит­ро­сти Тучкова. Глав­ные мыс­ли и чув­ства, по­бу­див­шие стар­ца к ре­ше­нию при­нять пост Ме­сто­блю­сти­те­ля, – это жаж­да жерт­вен­но­го слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви, уста­нов­ле­ние ми­ра цер­ков­но­го, пре­кра­ще­ние рас­прей, за­щи­та Церк­ви от пы­та­ю­щих­ся рас­хи­тить цер­ков­ное ста­до об­нов­лен­цев. Получив согласие Владыки, Тучков распорядился немедленно выпустить его из тюрьмы.

В Перми особенную помощь Митрополиту Агафангелу оказали Епископ Соликамский Хрисанф (Клементьев), протоиерей Леонид Зубарев и священник Василий Морозов, ставший секретарем Владыки. В течение нескольких дней пребывания в городе на свободе Высокопреосвященный Агафангел ходил молиться в градо-Пермскую Рождество-Богородицкую церковь, но богослужений не совершал, т.к. власти отказали ему в разрешении.

18 ап­ре­ля 1926 го­да Мит­ро­по­лит Ага­фан­гел со­ста­вил в Пер­ми воз­зва­ние, в ко­то­ром объ­явил, что он всту­па­ет в пра­ва Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля, и, разослав его епархиальным Архиереям, вернулся в Ярославль.

Воззвание Высокопреосвященного Агафангела. 1926 год. Из фондов ГАПК

Послание Владыки вызвало в Церкви новую бурю: пока Архипастыри во главе с Митрополитом Сергием разбирались в этой очередной интриге большевиков, простые верующие пришли в смятение. После двух месяцев интенсивной переписки и нескольких встреч Митрополита Агафангела с другими церковными Иерархами, Владыка, не же­лая быть ви­нов­ни­ком но­вой сму­ты, отказался от при­тя­за­ний на пост Ме­сто­блю­сти­те­ля, на которые имел все права. Так, благодаря смирению Митрополита Агафангела и отсутствию у него властолюбия, Церковь была спасена от нового раскола.

Однако советское правительство не отказалось от планов разрушить Церковь изнутри. Декларация Митрополита Сергия, в которой он признавал законной советскую власть и которая была выпущена в 1927 году под давлением ОГПУ, вызвала в Церкви сильнейшую смуту.

Несмотря на категорическое несогласие с утверждениями Декларации, Митрополит Агафангел – ради церковного единства – не прекратил общения с Митрополитом Сергием, но в своем обращении к нему сделал оговорку: «Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем».

Пережитые скорби и тревога за судьбу Церкви сильно подорвали его здоровье. В течение двух лет он перенес несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь.

Митрополит Агафангел скончался 16 октября 1928 года и был похоронен через семь дней после кончины в склепе под Леонтьевским храмом города Ярославля. Очевидец вспоминал: «По вре­ме­нам ве­я­ло от гро­ба ка­ким-то бла­го­уха­ни­ем. Ли­цо его бы­ло, как и в пер­вый день смер­ти: свет­ло, бе­ло, по­кой­но».

Высокопреосвященный Агафангел (Преображенский), Митрополит Ярославский, был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Мощи его почивают в Казанском монастыре города Ярославля.

Комментирование запрещено

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"