Преосвященный Аркадий (Федоров), пятый Епископ Пермский

Высокопреосвященный Аркадий (Федоров; ок. 1786–1870),
Епископ Пермский и Екатеринбургский с 8 августа 1831 года по 25 декабря 1833 года;
Архиепископ Пермский и Верхотурский с 25 декабря 1833 года по 29 марта 1851 года. Сер. XIX в. Из фондов ПКМ.

 

Родился в 1786 году* в селе Димитровском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. В 1796 году поступил в Духовное училище, а в 1800 году – во Владимирскую Духовную семинарию.
В 1808 году, по окончании семинарского курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам: французского языка, затем – риторики, арифметики, истории и географии; впоследствии – учитель высшего французского класса, библиотекарь, преподавал поэзию.

18 мая 1814 года принял монашество; 21 мая того же года рукоположен во иеродиакона, а 24 мая – во иеромонаха.
С 3 июля того же года – строитель Столбинской Николаевской пустыни. В этом же году (5 ноября) был определен экономом Владимирской Духовной семинарии.
23 декабря 1814 года утвержден смотрителем духовных училищ г. Владимира.
26 мая 1818 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря.
18 марта 1819 года утвержден присутствующим Владимирской Духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в Семинарии.
23 ноября 1822 года назначен благочинным мужских монастырей Владимирской Епархии.
С июня 1823 года — ректор Могилевской Духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря.
В июне 1824 года назначен ректором Минской Духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря.
С 27 мая 1825 года – настоятель Пинского Богоявленского монастыря.
В октябре 1827 года переведен на должность ректора Ярославской Духовной семинарии.
8 декабря 1828 года был назначен на Оренбургскую кафедру, а 3 февраля 1829 года хиротонисан во Епископа Оренбургского и Уфимского.

8 августа 1831 года был переведен на Пермскую кафедру.

25 декабря 1833 года по ходатайству Епископа Аркадия, для более успешной борьбы со старообрядческим расколом, была учреждена викарная Екатеринбургская кафедра.

25 декабря 1833 года был возведен в сан Архиепископа.

При нем:

были основаны Екатеринбургское и Соликамское Духовные училища (ок. 1833–1836).

стены градо-Пермского Кафедрального собора были украшены росписями, была достроена соборная колокольня (1832);

20 ноября 1836 года Крестовая церковь была освящена в честь Святителя Митрофана Воронежского;

был произведен капитальный ремонт здания Духовной семинарии (1840–1843), в ней были устроены больница, столовая и квартира ректора;

построено каменное здание Духовной консистории (1843);

Здание Духовной консистории. 2019 год

Рождество-Богородицкая церковь расширена пристроями, в которых разместились четыре придела (1834–1848);

завершилось строительство церкви во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского при Александровской больнице (1833) и Свято-Троицкого храма в Мотовилихе (1836);

были построены: Всехсвятская церковь на Новом кладбище (1832–1838), Свято-Троицкая единоверческая церковь на Сенной площади (1834–1843);

Здание церкви Всех Святых на Егошихинском кладбище в г. Перми. До 1909 г. Из фондов
ПермГАСПИ.

Свято-Троицкая единоверческая церковь. Была разрушена в 1930 г. Сейчас на ее месте находится главный корпус Пермского национального исследовательского политехнического университета. Из коллекции «Пермский стиль»

деревянная церковь на Старом кладбище была переименована в Успенскую (1832);

началось строительство Свято-Троицкой Слудской церкви (1845);

Свято-Троицкая Слудская церковь. 1910-е гг.
Из фондов ПермГАСПИ.

было открыто около 160 новых приходов, так что число храмов в Пермской Епархии достигло 606.

В мае 1837 года принимал в Перми Цесаревича Александра Николаевича, а осенью 1845 года – герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

По мнению церковных историков, это был один из самых выдающихся Архипастырей Русской Церкви. Архиепископ Аркадий внес значительный вклад в формирование архитектурного облика Перми, отстраивавшейся после пожара 1842 года.

Поистине, не было «ни одной части в церковно-епархиальной жизни, где бы он не действовал сам».

Из книги протоиерея Евгения Попова «Великопермская и Пермская Епархия (1379–1879)»:

«Учебную часть в Семинарии он столько преследовал, что на выпускных экзаменах просиживал часов по пяти, не сходя с кресел. Читал и переводы у учеников, латинские и греческие, и проповеди, которые сочиняли оканчивающие курс. Призывал к себе сочинителей для словесных ответов и чтобы указать, где они должны произнести проповедь… Просматривал лекции наставников… Что же до нравственной части, то на этот раз также строго следил и предлагал свои меры для исправления и возвышения нравственности духовных воспитанников.

…Епархиальными делами Архиепископ Аркадий занимался во всякое время, а не в известные только часы… Не было у него и определенных часов для приема просителей. Выходит, бывало, в переднюю, где обыкновенно всех иногородних принимал и где были поставлены кресло и стол для него самого, выходит и утром, и в полдень, и вечером… Говорил с посетителями подолгу, особенно с крестьянами.

…В ходе канцелярских дел не допускал никакой остановки. Когда много накоплялось дел, увеличивал свою канцелярию на несколько дней окончившими курс [Семинарии], которые жили в Перми, чтоб получить места, священнические или диаконские. А в обыкновенное время письмоводитель являлся к нему в пять часов утра и встречал уже целую кипу бумаг, на которых уже была положена резолюция и над которыми требовалось затем письмоводителю потрудиться до обеда и даже дольше.

…Обозревал Епархию Преосвященный Аркадий каждый год, притом не по выбору только мест, например, попутные села, но и самые отдаленные и глухие местности. Вполне можно сказать, что в столько огромной Епархии не осталось ни одного села и прихода, где бы он не был… Часто обозревал церкви без всякого расписания. Но еще чаще изменял объявленный маршрут. Например, ожидали его в одно село к престольному празднику, а он уклонился в другие селения и приехал в это село уже на третий день под вечер, когда совсем не ожидали гостя. По приезде оставил экипаж свой у селения и прошел прямо в церковь. Из церкви послал за священниками, выдавая себя приезжим монахом, который желает отслужить молебен. Иногда же возвращался с дороги: вдруг через полчаса воротится в то самое село, откуда его проводили, чтоб видеть, чем причт ознаменовывает его проводины… За обедней непременно говорил в селах проповедь. А в другое время, когда не останавливался в селе и когда народ, однако, по звону собирался в церковь, предлагал изустные наставления, узнав наперед от приходского священника, какие особенно опущения по христианским обязанностям делают прихожане — например, часто говорил в таких случаях против тех, которые не ходят ко Св. Причастию… Вообще, Преосвященный Аркадий умел привлечь к себе и православных, и раскольников… своими сильными проповедями…, своею живою речью, простотою в образе жизни, которая во время обозрения им Епархии давала видеть в нем подвижника… Привлекал он к себе и вообще простолюдинов торжественной службой, крестными ходами, которые любил делать во время обозрений и в которых был неутомим, разговором о хлебопашестве, которым сам в юности своей занимался. Останавливался во время обозрений не всегда у священников, но иной раз и у причетников. Вообще же никого не обременял своим приездом относительно приема и угощения.

…Что же до совершения Богослужений, то Преосвященный Аркадий служил нередко обедни и среди недели (обыкновенно, ранние). Он вставал очень рано, часа в четыре, а иногда и в три… И нелегко было певцам предупредить его выход в Крестовую [церковь] для обедни: случалось, придет и даст возглас читать часы, а сам на средине церкви начнет одеваться…

… В домашней жизни особенных порядков не держался: обедал в 11 часов, а иногда позже. После обеда часа два отдыхал. Ужинал тоже довольно рано… Торжественных и длинных обедов не любил как человек дела и труда. Несмотря на множество епархиальных занятий успевал прочитывать, даже прежде других, многие духовные журналы и книги…».

Невероятно одаренный, помнивший по именам едва ли не всех, кого встречал во время поездок по Епархии (за 20 лет!), чрезвычайно деятельный, прекрасный проповедник и миссионер – таким запомнили Архиепископа Аркадия пермяки. Примечательны слова Пермского губернатора И. И. Огарева, охарактеризовавшего Владыку так: «Если бы Преосвященный Аркадий избрал себе службу светскую, то был бы первым министром».

Почтение и любовь пермской паствы к своему Архиерею, без сомнения, были взаимными. Так, 13 мая 1851 года, когда Владыка Аркадий уезжал из Перми, к Архиерейскому дому пришло множество народа, желавшего проститься с Преосвященным. 65-летний Архипастырь, видя такое выражение любви, отказался садиться в экипаж и пошел до заставы пешком, благословляя народ, который все прибывал. Пермяки отпустили Владыку только на седьмой версте от города. Конечно же, после такого пути края рясы Преосвященного были покрыты грязью. Прибыв на новое место служения, в Петрозаводск, Владыка Аркадий велел повесить эту рясу на стену в память о прощании с пермской паствой.

«… Любовь моя к Пермской Епархии, благодарность моя к тем, которые своим искренним усердием содействовали мне в трудах моей пермской службы, будут жизнью моей жизни», – писал Архиепископ Аркадий уже в бытность Олонецким Архиереем одному из своих пермских знакомых.

В 1851–1869 годах управлял Олонецкой Епархией.

Портрет Архиепископа Аркадия. Из альбома для изучения Церковной истории Пермско-Камского края. Москва. Издательство «Кама». 1915 г. Из фондов Горьковской библиотеки г. Перми.

С 1869 года пребывал на покое в Александро-Свирском монастыре. Скончался 8 мая 1870 года (21 мая н. ст.), перед смертью приняв схиму.

* все даты приведены по юлианском календарю.

Комментирование запрещено

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"