Священномученик Вениамин (Казанский), Митрополит Петроградский, в Перми

В июне 1916 года (предположительно, 15-16/28-29 июня) Пермь посетил Епископ Гдовский Вениамин (Казанский), первый викарий Петроградской Епархии, возвращавшийся с торжеств прославления Святителя Иоанна, Епископа Тобольского и Сибирского.

Преосвященный Вениамин (Казанский; 1873 — 1922),
Епископ Гдовский, первый викарий Петроградской Епархии. Начало ХХ века

Уроженец Олонецкой губернии, Владыка Вениамин свято чтил память Архиепископа Аркадия (Фёдорова), до назначения в Петрозаводск пребывавшего на Пермской кафедре в течение двадцати лет. В 1897 году выпускное сочинение иеромонаха Вениамина называлось «Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола». Во время своей поездки Епископ Вениамин посетил главное место служения чтимого Архипастыря, Спасо-Преображенский Кафедральный собор — его зимний и летний храмы, воочию увидел росписи, сделанные по благословению Архиепископа Аркадия, а также иконы, написанные при нем. Из-за отсутствия в городе Епископа Пермского Андроника, бывшего в отъезде, Владыку Вениамина в Перми встречал ректор Пермской Духовной семинарии архимандрит Пимен (Белоликов). Кроме Кафедрального собора Преосвященный Вениамин посетил дом ректора Духовной семинарии, а также побывал у смотрителя Духовного училища протоиерея Димитрия Вологодского.

Пермские Губернские Ведомости, 1916. — № 134. С. 4

Священномученик Вениамин был избран на Петроградскую кафедру в 1917 году. В тяжелейшие годы революции и Гражданской войны ему удалось наладить в Епархии активную церковную жизнь. Благодаря частому совершению богослужений и общению с народом, Митрополит Вениамин стал тем центром, вокруг которого объединились верующие.

В 1921 году, во время страшного голода в Поволжье, по распоряжению Владыки Вениамина на нужды обездоленных губерний были собраны немалые средства, переданные в Комитет помощи голодающим. В 1922 году, когда советским правительством была инициирована кампания по изъятию церковных ценностей (официально для помощи голодающим Поволжья), Владыка Вениамин, следуя указаниям Святейшего Патриарха Тихона, разрешил выдавать большевикам ценности, не имеющие евхаристического предназначения. При этом с властями было достигнуто соглашение, по которому священники получали право контроля над процессом передачи, а особо чтимые святыни можно было выкупать у государства. Однако, невзирая на эти договоренности, члены комиссии по изъятию, действуя по указке руководства, принялись отбирать ценности насильно. Несмотря на призывы Высокопреосвященного Вениамина «не допустить насилия», повсеместно стали вспыхивать столкновения между милицией и защитниками храмов от разграбления.

Со Святейшим Патриархом Тихоном. 1918 год

С другой стороны Церковь поджидала другая опасность – обновленческое движение. В условиях поддержки значительной части общества Владыки Вениамина, подчинявшегося Патриарху Тихону, советским властям нужна была «новая Церковь», которая бы объяснила пастве, во что и как нужно верить в новом государстве. Так был учинён обновленческий раскол. Обновленцы выступали против Патриарха Тихона и заявляли о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. Для перехода верующих на сторону раскольников необходимо было устранить церковных Иерархов.

Весной 1922 года началась волна арестов. В апреле был заключен под стражу Святейший Патриарх Тихон, 1 июня – Митрополит Петроградский Вениамин. Его обвиняли в «агитации народа» против реквизиции церковных ценностей. Всего по сфабрикованному делу было привлечено 86 человек. 10 июня начался публичный судебный процесс, во время которого общественной защитой было доказано, что благодаря Владыке Вениамину удалось предотвратить масштабные столкновения в ходе изъятия церковных ценностей. Несмотря на это, 5 июля 1922 года Петроградским губернским революционным трибуналом ему был вынесен смертный приговор.

Владыка Вениамин во время судебного процесса. 1922 год

За несколько дней до расстрела Владыка писал:

«В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями Святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа и от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступать этот Рубикон и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий [из-за] внутреннего покоя, он и других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец… Я радостен и покоен как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место Благодати Божией… Теперь время суда… Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!».

В ночь на 13 августа 1922 года Высокопреосвященный Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и его соузники: архимандрит Сергий (Шеин), профессора Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров – были расстреляны близ Петрограда и погребены в безвестной могиле.

Они были прославлены в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских в 1992 году.

 

Комментирование запрещено

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"