90 лет со дня кончины Преосвященного Хрисанфа (Клементьева), Епископа Соликамского

Преосвященный Хрисанф (Клементьев; 1862 — 1931), Епископ Солискамский, викарий Пермской Епархии. 1920-е годы. Из фондов ПКМ

Христофор Гаврилович Клементьев родился в 1862 году в Кунгуре в семье мещан. В 1893 году он поступил послушником в Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь, где через год принял монашеский постриг с именем Хрисанф. В 1894 году он был рукоположен в сан иеродиакона, затем – в сан иеромонаха.

В 1900 году, по благословению Преосвященного Петра (Лосева), Епископа Пермского и Соликамского, иеромонах Хрисанф был переведен в Пермь для служения в Крестовой церкви во имя Святителя Митрофана Воронежского в Архиерейском доме. Вскоре он был назначен на ответственную должность казначея Архиерейского дома. Прослужив в ней три года, в 1904 году о. Хрисанф, будучи переведен на должность эконома, встал во главе хозяйственного управления.

Именно его трудами в Нижней Курье была построена дача Епископов Пермских с домовым храмом.

В 1909 году архимандриту Хрисанфу было доверено новое послушание – настоятеля Соликамского Свято-Троицкого монастыря. Под его руководством обитель стала образцово-показательной: братия активно занимались миссионерской деятельностью, преподавали в учебных заведениях; в монастыре была своя иконописная мастерская.

После закладки богадельни в Ныробе. 1913 год. Из фондов ГАПК

С 1917 года, когда монастырь стал резиденцией викарных Архиереев Пермской Епархии, архимандрит Хрисанф был ближайшим помощником Священномученика Феофана, Епископа Соликамского.

Именно о. Хрисанф, желая выяснить участь Епископа Феофана, в декабре 1918 года осматривал прорубь, в которой был утоплен Владыка, и обнаружил там Евангелие, которое Преосвященный взял с собой в тюрьму, и скуфью одного из Белогорских монахов, погибших вместе с Владыкой, а также орудия казни.

В страшные годы гонений на Церковь о. Хрисанф был одним из столпов Православия, которые помогли сохранить веру на Пермской земле.

В 1925 году он был хиротонисан во Епископа Соликамского. Власти, недовольные подъемом религиозной жизни в области, в 1926 году выслали его в Пермь без права выезда.

Здесь Владыка Хрисанф служил в Мотовилихинской Свято-Троицкой церкви, которая стала центром объединения монашествующих из закрытых обителей Епархии. Значение церкви в то безбожное  время было так велико, что в 1928 году ей был дарован статус Собора.

Епископ Хрисанф был одним из активнейших борцов с обновленческим расколом, разъедавшим Церковь изнутри. Трудами правящих и викарных Архиереев Пермской Епархии к концу 1920-х годов большая часть храмов вновь перешла под управление Патриаршей Церкви.

Слева направо: Преосвященный Петр (Гасилов), Епископ Осинский; Преосвященный Павлин (Крошечкин), Епископ Пермский; Преосвященный Хрисанф (Клементьев), Епископ Соликамский. Ок. 1927 года. Из фондов Музея Архиерейского квартала

По воспоминаниям современников, Епископ Хрисанф был добрым и скромным человеком. В Перми он ютился в маленьком домике, около которого росла старая яблоня. Однажды Владыка увидел, как стайка соседских мальчишек забралась на высокое дерево, чтобы нарвать яблок. Владыка вышел к ним с увещанием о том, что воровать нехорошо – нужно было попросить разрешения, но мальчишки принялись насмехаться над «старым попом». Внезапно самый бойкий из них, сидевший на самом верху, с криком рухнул вниз и ударился о землю, но, по молитвам Владыки, осенившего его крестным знамением и не прекращавшего молиться, вскоре очнулся совершенно здоровым.

Преосвященный Хрисанф. 1920-е годы. Из фондов ГАПК

Преосвященный Хрисанф, Епископ Соликамский, скончался 15 октября 1931 года и был похоронен за алтарем градо-Пермской Успенской церкви на Егошихинском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"