Вопрос-ответ

  1.  Для чего Бог сотворил человека?

Бог сотворил человека не для плана, но для радости и веселия, чтобы он прославлял Бога чисто и безгрешно, как прославляют Его Ангелы. Но человек, низвергшись в падение, нуждается в плаче. Где нет греха, там нет нужды в плаче. Преподобный авва Лонгин.

  1. Чем должен заниматься христианин после принятия крещения?

Как ребенок не всегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершенного мужа, в полноту разумных понятий, так и рожденный свыше водою и Духом не должен оставаться в духовном младенчестве, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан через борьбу с духовными противниками преуспевать и расти до полноты духовного возраста. Преподобный Ефрем Сирин.

  1. Что значит «жить по-христиански»?

Христианская жизнь, утверждаясь корнем в сердце, развивается и растет на поле нашей жизни нашей подобно дереву. Подобно тому, как садовник ухаживает за садом, такой уход должны и мы дать ростку жизни нашей духовной. Во-первых, надобно оградить его от вредных влияний извне. Что это значит? Положили мы твердое намерение не грешить… Надобно теперь отстранить все, что может поколебать это намерение.  Во-вторых, надо еще питать его, то есть делать вот что:

  • Читать и слушать слово Божие и писания отеческие, вести беседы о спасительных истинах с людьми, более опытными в жизни духовной;
  • Ходить, насколько это возможно, чаще в церковь Божию на божественные службы и дома учредить уголок молитвенный, время молитвы и правило молитвенное;
  • Никак не отпускать ни одного представляющегося случая к деланию добра или какому бы то ни было подвигу терпения или самоотвержения.

В-третьих, необходимо не забывать главного садовника и воспитателя нашего внутреннего деревца жизни, Господа нашего Иисуса Христа, Которому и предайте души свои всецело. Святитель Феофан Затворник.

  1. Какова цель христианской жизни?

Не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы – счастливы мы или несчастны – тем или другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни. Цель у всех христиан одна – быть в живом единении с Богом. И всем один труд сей: победить страсти и стать чистыми, и житейски ли кто живет или удалившись от житейских порядков. Святитель Феофан Затворник.

  1. Почему каждое дело нужно начинать с молитвы?

Перед начинанием всякого дела приноси молитву Богу, ею привлекай благословение Божие на дела твои и ею суди дела твои: помышления о молитве останавливают от дел, противных заповедям Божиим. Святитель Игнатий Брянчанинов.

  1. Как нужно приступать к молитве?

Первое приготовление к молитве состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные. Святитель Игнатий Брянчанинов.

  1. Что главное в молитве?

В молитве главное – умом сердцем предстоять Богу с благоговением и страхом, отрезвляющим и прогоняющим всякую блажь и насаждающим в сердце болезнование перед Богом. Эти чувства – страх Божий и болезнование, или «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50, 19) – гдавные черты настоящей внутренней молитвы и проба качества всякой молитвы, по которым нужно судить, правильно ли мы совершаем молитву. Святитель Феофан Затворник.

  1. Можно ли не ходить в храм, а молиться только дома?

Говорят: могу молиться дома. Ты сам себя обманываешь, друг мой. Правда, ты можешь дома молиться, но не можешь молиться так, как в церкви, где собрано столько отцов, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не можешь так возносить молитву, когда один станешь призывать Господа, как можешь возносить её, когда стоишь вместе с братьями, ибо здесь есть нечто большее – единение многих, союз любви, молитвы священников. Для того и поставлены священники, чтобы молитвы народа, которые могут быть слабыми, соединяя с более сильными, возносить на Небо. Святитель Иоанн Златоуст.

  1. Почему важно слушать молитвы и песнопения в храме?

Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопениям может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры. Святитель Игнатий (Брянчанинов).

  1. Что делать, если житейские заботы мешают молитве?

Кто день и ночь занят одним житейским, тому до молитвы ли? «Что же, — скажешь, делать? Без пищи нельзя, ее надо добыть. Вот и забота». Да, Господь не сказал: «Не работай, не ешь, не пей», — а сказал: «Да не отяготится сердце ваше этим» (Лк. 21, 34). Руками работай, а сердце держи свободным. <…> Раздели внешнее твое и внутреннее и последнее поставь делом жизни твоей, а первое – приделком. Свт. Феофан Затворник.

  1. Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы?

Если молитва так сильна, то почему же не всякий получает то, чего просит? На это святой апостол Иаков дает такой ответ: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3). Кто хочет получить, тот должен хорошо просить. Если же не всегда просящие получают, то не молитва в этом виновата, но не хорошо молящиеся. Как не умеющий хорошо управлять хорошим судном не приплывает к намеченному пристанищу, но многократно разбивается о камни, и в этом виновато не судно, но плохое управление им, так и молитва, когда молящийся не получает просимого, не виновата в этом, но тот, кто не хорошо молится. Не получают просимого только те, которые или сами злы и не хотят уклониться от зла, чтобы сотворить благое, или же просят у Бога злой вещи, или, наконец, хотя и доброй вещи просят, но зато просят не хорошо, не так, как следует. Молитва сильна, но не какая-нибудь, а совершенная, молитва тех, которые хорошо молятся. Святитель Димитрий Ростовский.

***

«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить – и не будет услышан» (Притч. 21, 13). А мы часто дивимся, отчего Бог не слушает молитв наших. Вот и причина! Оттого, что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся; вот и нас не слышит Господь.  Святитель Феофан Затворник.

  1. Как христианин должен подавать милостыню?

Милостыня почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а свои при том помышления. Каковы будут они, такова будет и цена дела твоего. Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего дает Богу, то есть если «сотворили вы доброе одному из них, то Мне сотворили» (Мф. 25, 40).

  1. Что такое пост?

Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления.

Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Видишь, христианин, каков пост душевный? Святитель Василий Великий.

  1. Зачем поститься?

…Пост не сам по себе благо и не сам по себе необходим. Он полезен для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа. Пост не есть благо неизменно и всегда, иногда он обращается даже во вред душе, если не благовременно соблюдается. Но и противоположное ему не есть зло по своей сути, то есть приятное вкушение пищи нельзя считать злом, если с ним не соединяется невоздержанность, сластолюбие или другие пороки, потому что «не то что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

  1. Зачем Господь посылает людям беды?

Мы бываем искушаемы для обучения в вере, для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться. Преподобный авва Дорофей.

***

Искушение открывает сердце наше и тайное сердца нашего делает явным. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытует и видит, что в нем кроется. Поэтому попускает нам Бог искушение и тем показывает нам, что скрыто в нашем сердце. Познаем же, христиане, душевную нашу беду и зло, чтобы усердно поискать избавления. Святитель Тихон Задонский.

***

Горестей на земле более, чем радостей. То и другое посылает Бог – то для возбуждения от нравственного усыпления, то для пресечения неправостей и грехов, то для покаянного их очищения, то для возвышения покорности Богу, все устрояющему, для подания повода явить мужество и терпение во славу Божию и другие высокие добродетели. Святитель Феофан Затворник.

  1. Как относиться к неприятностям?

Воин, чем чаще в сражениях бывает, тем более искусным и храбрым делается; так и христианин, чем чаще впадает в искушения, беды и напасти, тем более искусным бывает в деле христианском. Поэтому апостол говорит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2-4). Святитель Тихон Задонский.

  1. Что делать, когда постигает беда?

Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Святитель Игнатий (Брянчанинов).

  1. Как отнестись к тому, что вас оклеветали?

Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно. Святитель Феофан Затворник.

  1. Равноценны ли Добро и зло?

Зло не имеет ни особой сущности, ни царства. Оно – не безначально, не самобытно, не сотворено Богом. Оно есть наше дело и дело лукавого, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Святитель Григорий Богослов.

  1. Можно ли верить снам?

Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие-то сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий особенно из евангельской истории. Святитель Феофан Затворник.

  1. Почему неполезно знать свое будущее?

Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами. Святитель Василий Великий.

  1. Почему в наше время совершается мало чудес?

«Но почему, — говорят некоторые, — теперь не бывает чудес? Почему тогда все крещаемые говорили разными языками, а ныне уже не так?» По какой, в самом деле, причине теперь пресеклась и отнята у людей эта благодать? Не потому, что Бог захотел лишить нас этой чести, но потому, что Он благоволил нас еще более почтить. Каким образом? Те люди были очень неразумны, ибо недавно освободились от идольского служения; мысль их была так груба и нечувствительна, что они были совершенно привязаны к одним плотским предметам и, желая вещественного, ничего не понимали о дарах духовных, ничего не знали о благодати духовной, благодати, созерцаемой единой верой. Потому и бывали тогда чудеса… А ныне я не имею нужды в знамениях. Почему? Потому что и без чудес научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю разными языками, но я знаю, что я очищен от грехов. Они тогда не веровали этому без чудес, затем и явлены были чудеса, как залог веры, ими приемлемой. Потому им давались знамения, не как верным, но как неверным, чтобы они уверовали. Таким образом, и святой Павел говорит: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22). Видите, что не для бесчестия нашего, но для большей почести Господь сократил явление своих чудес. Он творит так, желая открыть нашу веру, чтобы мы веровали Ему без залогов и без всяких чудес. Те люди, не получив предварительно видимых знаков и залога, не поверили бы Ему в предметах невидимых, а я без этого показываю ему всю веру. Вот причина, почему теперь не бывает чудес. Святитель Иоанн Златоуст.

  1. Какой вред нам приносят злые мысли?

«Падению предшествует надменность (т.е. злопомышление)» (Притч. 16, 18). Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно и думать не думают когда-нибудь укрощать их, или направлять к разумным занятиям. А между тем в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполняется скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло. Святитель Феофан Затворник.

  1. Можно ли согрешить в мыслях или только делами?

Скажу вам, когда начинается грешность. Вот как идет искушение:

1)       Представляется в мыслях худое, или глаз увидит что и виденное пробуждает мысли недобрые. Это и есть прилог или приражение. Тут нет грешного, ибо и то, и другое невольно нападает. Но если кто займется помыслом этим и станет думать о нем и думать, то он сделает второй акт грехопадения.

2)       Внимание к злому помыслу или собеседование с ним. Тут еще нет греха, но полагается ему начало.

3)       Сочувствие худому помыслу: приятно думать, и самое дело приятно. Тут больше греха, но еще нет его. Это нечистота. И бывает, сочувствие вырывается непроизвольно.

4)       Склонение воли, пожелание дурное, хотя еще не решительное. Тут грех есть, ибо есть дело произвольное. Однако ж все это еще преддверье ко греху.

5)       Согласие на грех или решение согрешить. Тут грех настоящий, только внутренний. За этим не замедлит явиться и грех делом.

6)       Грех делом. И се настоящее падение, пагуба души, потеря благодати, подпадение под власть врага.

Так гоните помыслы, не вступая с ними в разговоры, подавляйте тотчас сочувствие. Тут все борьба. И борьба всеудобно прогонит их. Святитель Феофан Затворник.

  1. Как бороться с грехом?

Грех умерщвляется исповедью, слезами, осуждением себя, ибо ничто так не губительно для греха, как его обличение и осуждение с покаянием и слезами. Святитель Иоанн Златоуст.

***

Вот главные приемы борьбы: осознать врага в появившемся греховном помысле, разгневаться на него и гнать его, призвав Господа Спасителя на помощь; и затем повторять эти действия, пока не исчезнет нечистое искушение и душа не успокоится. Этими тремя шагами всякую скверну можно прогнать и преодолеть. Требуются энергия, мужество и терпение. Святитель Феофан Затворник.

  1. Чем опасно презрение?

Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других-одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным. Святитель Василий Великий.

  1. Почему не нужно гордиться?

Люди наиболее гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или крепостью, или благородством. Но все это подлежит переменам, и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше: и возноситься тем, что не наше, весьма бессмысленно. Все, что ни имеем, не наше, но Божие; мы только сосуды и хранилища Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку подобает смиряться, чтобы и то, что имеет, не было отнято из-за гордости. Святитель Тихон Задонский.

  1. Как бороться с гордыней?

Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из внешних предметов не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава. Святитель Иоанн Златоуст.

***

Если мы будем размышлять о страданиях Господа нашего и всех святых, думая, что искушающие нас обиды настолько легче, насколько дальше мы отстоим от их заслуг и поведения, если будем помнить, что мы через короткое время переселимся из этого века и по скором окончании жизни сразу будем соучастниками святых, то такое размышление истребит в нас не только гордость, но и все пороки. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

  1. Как избавиться от греха осуждения?

Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление и скорее будет готово плакать, чем укорять. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвой к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не только того, кого хотел осудить, но и нас, и, может быть, больше нас, чем того – и замрет злой позыв. Святитель Феофан Затворник.

  1. Чем опасна страсть гнева?

Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27), говорит апостол. Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся. Святитель Тихон Задонский.

  1. Как справиться с гневом?

Серчание, осуждение, неснисходительность – все это, конечно, не добродетели <…>, потому подлежат исключению из списка ваших качеств. Как сделать это?

1)       Не давать ходу сим движениям, а как покажутся, так их посекать и подавлять, чтобы где зародились, там и оставались, не выходя наружу.

2)       После всякого обнаружения сих движений кайтесь перед Господом и очищайте сердце.

3)       Всякий такой случай обсуждайте и выводите для себя урок, как бы в следующий подобный раз избегать серчания. А паче всего, трудясь так, молитесь, ибо без Господа ничего тут не поделаете. Святитель Феофан Затворник.

  1. Позволительна ли христианину «ложь во благо»?

Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (Ин. 8:44), не указывая никаких различий во лжи. Святитель Василий Великий.

  1. Можно ли плохо говорить о человеке?

Есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым… Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот – клеветник, хотя бы и говорил правду. Святитель Василий Великий.

  1. Какой вред наносит себе обидчик?

Пчела, когда ужалит кого-нибудь, сама погибает. То же претерпевает и христианин, когда как-нибудь своего ближнего обижает и озлобляет. Не может он обидеть ближнего без большей и тягчайшей своей обиды. И чем большую обиду наносит своему ближнему, тем более себя обижает; и чем более другого уязвляет, тем более себя уязвляет… Почему? Потому что другого на теле, а себя самого в душе обижает; у другого тело, а у себя душу уязвляет и озлобляет. Насколько лучше и достойней душа, чем тело, настолько больше обида, рана и озлобление ее, чем телесные. Ибо всяким грехом, какой ни делает человек, его душа уязвляется и озлобляется. Согрешит перед ближним, но и рану душе своей наносит. Грехом своим, как жалом, себя уязвляет. Святитель Тихон Задонский.

  1. Чем опасны «небольшие грехи»?

Не столько тщания требуют большие грехи, сколько малые и незначительные. Отвращаться от первых заставляет самое свойство греха. А малые, именно потому, что малы, располагают к лености и не побуждают нас мужественно восстать на истребление их. А потому они скоро делаются великими, если мы спим. Святитель Иоанн Златоуст.

  1. Зачем исповедоваться?

Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора. Святитель Игнатий Брянчанинов.

 

Здесь Вы можете задать свой вопрос:


Комментирование запрещено