День памяти игумена Серафима (Кузнецова)

7 марта 1959 года на Святой Земле отошел ко Господу игумен Серафим. Вечная память.

Игумен Серафим на Святой Земле. Фото из коллекции Пермский стиль.

Уроженец г. Чердыни Пермской губернии, игумен Серафим (Кузнецов; 1875 — 7 марта 1959) – начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря, известного строгостью своей жизни.

В начале ХХ века игумен Серафим был известен на всю Россию как «Пермский златоуст», т.к. был издателем и главным редактором журнала «Голос долга». В этом журнале, имевшем читателей преимущественно среди простого народа, он простыми словами объяснял, что такое быть верноподданным. Кроме того, его перу принадлежат множество книг, среди которых главный труд – трехтомный сборник «Иноческие уставы».

Игумен Серафим был одним из духовников Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Вероятнее всего, их знакомство состоялось в 1908 – 1909 гг., когда Великая Княгиня занималась разработкой устава Марфо-Мариинской обители милосердия. Работа над уставом продвигалась медленно, т.к. Обитель, не имевшая аналогов среди русских иноческих общежитий, представляла собой не монастырь и не общину сестер милосердия, а учреждение, в котором сочетались принципы монашеской жизни с деятельным социальным служением. Тогда-то Ее Высочеству и представили игумена Серафима – именно как знатока иноческих уставов.

8 декабря 1910 года вместе с настоятелем Свято-Николаевского Белогорского монастыря игуменом Варлаамом был принят Государем Императором Николаем II и Цесаревичем Алексеем Николаевичем в Царском Селе. Во время аудиенции он подарил Цесаревичу нательный крестик со Святой Земли, который Наследник носил постоянно вплоть до своей гибели.

Скорее всего, именно по приглашению о. Серафима Великая Княгиня предприняла паломничество к святыням Урала в 1914 году. Игумен Серафим сопровождал Августейшую паломницу во время ее поездки по Пермской Епархии.

Вскоре после начала Первой Мировой войны игумен Серафим отправился на фронт в качестве дивизионного проповедника. Его прочувствованные проповеди поднимали дух солдат, находившихся на передовой, а письма, которые о. Серафим посылал Епископу Андронику (выдержки из них публиковались в Пермских Епархиальных Ведомостях по благословению Владыки) – тех, кто нес тяготы жизни в тылу.

Известно, что осенью 1917 года, после большевистского переворота, игумен Серафим побывал в Марфо-Мариинской обители и предложил Великой Княгине Елисавете Феодоровне укрыться от преследования со стороны большевиков в уральских старообрядческих скитах. Она отказалась, попросив об одном: «Если меня убьют, похороните меня по-христиански».

Осенью 1918 года, о. Серафим, верный слову, узнав о страшной гибели Алапаевских мучеников, пересек линию фронта Гражданской войны и прибыл в Алапаевск, который к тому времени был освобожден от большевиков частями Сибирской армии адмирала Колчака.

Летом 1919 года, когда началось наступление красных, он вызвался эвакуировать останки Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и крестовой сестры Варвары Яковлевой, Великого Князя Сергея Михайловича и управлявшего его делами Федора Семеновича Ремеза, Князей Крови Императорской Иоанна, Константина и Игоря и Князя Владимира Палей из зоны боевых действий, чтобы избежать их осквернения большевиками.

Игумен Серафим и 8 гробов с телами Алапаевских мучеников в Храме во имя преподобного Серафима Саровского в Пекине. 

14 июля 1919 года он выехал из Алапаевска. Так начался его подвиг. В течение полутора лет (с длительными остановками в Чите и Пекине) в нечеловеческих условиях Гражданской войны игумен Серафим, сначала один, затем с двумя послушниками Серафимо-Алексеевского скита, в товарном вагоне вез восемь гробов. Останки шести Алапаевских мучеников весной 1920 года упокоились в Пекине, в склепе под храмом кладбища Русской Духовной Миссии. Останки Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и крестовой сестры Варвары о. Серафим 30 января 1921 года упокоились в склепе при храме во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Игумен Серафим жил в келье при усыпальнице Преподобномучениц более двух лет. В 1923 году он был отстранен от обязанностей хранителя останков Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, однако не покинул Святую Землю, поскольку единственное условие, при котором ему разрешили вывезти останки Алапаевских мучеников из России, было то, что он вернет их на Родину, когда падет большевистский режим.

Игумен Серафим (Кузнецов), верный своему обещанию, прожил на Святой Земле, терпя суровые условия быта и неприятие со стороны представителей Русской Православной Церкви Заграницей, 38 лет. Он скончался 7 марта 1959 года и был похоронен за алтарем храма в честь Второго Благовещения Пресвятой Богородицы в Малой Галилее.

P.S. 7 марта в нашем Храме после Литургии будет отслужена панихида по игумену Серафиму и всем усопшим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"