Принесение в Пермь частицы мощей Святителя Стефана Великопермского

Епископ Никанор (Надеждин; 1858–1916). 1908 год. Из фондов Музея при храме во имя Св. Вмч. Георгия Победоносца, г. Пермь

Преосвященный Никанор (Надеждин), 13-й Епископ Пермский, по вступлении своем на кафедру в 1905 году имел особенное попечение о приобретении Пермью «хотя бы части останков или гробницы» Святителя Стефана. Дело осложнялось тем, что к началу ХХ века святые останки Святителя Стефана Великопермского были скрыты под спудом уже в течение трех столетий – с 1612 года. Именно поэтому частицы его мощей были редкой святыней. В 1906 году в Москве Преосвященным Никанором был поднят вопрос об обретении святых мощей Просветителя земли Пермской, почивавших в соборе Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле. Однако дело это не увенчалось успехом.

«Возвратясь в Пермь, – рассказывал Владыка Никанор, – я среди дел епархиального управления не оставлял размышления об останках и вещественных памятниках Святителя Стефана, которые могли бы быть приобретены для Перми; справлялся, читал, молился… Однажды в минуты подобных размышлений я взял в руки только что полученный с почты 10-й номер журнала “Кормчий” за 1907 год; просматриваю в нем статью “Богородице-Алексеевский мужской монастырь в Томске” и на странице 116-ой читаю: “В монастыре есть замечательная святыня – ковчег с частицами мощей Святых Пророка Захарии, Апостола Филиппа, Первомученика Стефана” и других, а среди них и Святителя Стефана Пермского… Читаю и от радости глазам не верю, прочитываю многократно, умиляюсь».

Немедленно после прочтения статьи Владыка Никанор вступил в переписку с Высокопреосвященным Макарием (Невским), Архиепископом Томским, за свои миссионерские труды получившим прозвание «Апостол Алтая», и с настоятелем Богородице-Алексеевского монастыря архимандритом Ионой (Изосимовым).

Архиепископ Макарий (Невский; 1835–1926). Начало ХХ века

Прежде всего были выяснены три вопроса: как мощи Святителя Стефана могли оказаться в Сибири, могли ли перепутать надпись «Св. Стефан Пермский» со «Св. Стефан Первомученик» (т. е. на самом деле это мощи Св. Архидиакона Стефана) и как могла быть отделена частица мощей святого, почивающих под спудом? По всем вопросам были даны обстоятельные ответы. Известно, что в Сибирь раньше ссылались знатные и богатые люди из Москвы. Об этом же свидетельствует надпись на ковчежце: «Построен сей священный ковчег… по обещанию москвитянина Василия Игнатьева сына». Путаницы с частицами мощей случиться не могло, т. к. в том же ковчежце есть святыня с надписью «Св. Первомученик Стефан». Мощи Святителя Стефана почивали открыто до 1612 года, и лишь затем были погребены под полом собора Спаса на Бору, чтобы их не осквернили поляки. Таким образом, частица была отделена от цельнокупных мощей до 1612 года.

Вскоре было получено согласие Высокопреосвященного Макария на перенесение частицы мощей Святителя Стефана в Пермь. Однако отправка святыни из Томска задерживалась, поскольку не было человека, который мог бы со всей ответственностью взять на себя сопровождение святыни. Уже хотел было ехать сам Епископ Никанор, но по предложению Владыки Макария решено было «подождать случая».

Случай вскоре представился: с началом летних каникул из Иркутска в Саров, проездом через Томск, следовал преподаватель Иркутской Духовной Семинарии иеромонах Прокопий (Титов). Именно ему – «честнейшему во иереех» (как охарактеризовали о. Прокопия в переписке) – было доверено перенесение святыни.

Епископ Прокопий (Титов; 1877 — 1937). 1914 год

Так в этом богоугодном деле приняли участие двое святых. Архиепископ Макарий (Невский), в 1912 году ставший Митрополитом Московским, а после революции претерпевший гонения и от Временного правительства, и от большевиков, скончался в 1926 году. Иеромонах Прокопий (Титов), большую часть своего служения проведший в ссылках и лагерях, был расстрелян в 1937 году, будучи в сане Архиепископа Херсонского. Оба Архипастыря были прославлены в лике Святых Русской Православной Церкви в 2000 году.

20 июня 1907 года (3 июля по новому стилю) иеромонах Прокопий доставил частицу мощей Святителя Стефана в Пермь. При ней имелась дарственная грамота от Архиепископа Макария, в которой говорилось:

«…даруется из церкви Томского Алексеевского монастыря по просьбе Его Преосвященства, Преосвященнейшего Никанора, Епископа Пермского, часть святых мощей Святителя Стефана Пермского в благословение, утешение и молитвенное деяние богохранимому граду Перми, месту великих апостольских подвигов Святителя Стефана Пермского, в Крестовую церковь Пермского Архиерейского дома – с тем, чтобы впоследствии, когда будет учрежден в городе Перми мужской монастырь, даруемая святыня… была передана сему монастырю в вечное его наследие».

Впоследствии, тщанием пермяков, частицу мощей поместили в «сребропозлащенный» ковчег-сион, сооруженный (по мысли Преосвященного Никанора) в форме собора Спаса на Бору – храма, в котором покоились мощи Первосвятителя земли Пермской.

Собор Спаса Преображения на Бору. Начало ХХ века

Святыня хранилась в алтаре Крестовой церкви во имя Святителя Митрофана Воронежского и выносилась для поклонения несколько раз в год – о чем объявлялось особо. Кроме того, ежегодно в день памяти Святителя Стефана Великопермского ковчег с мощами несли впереди общегородского крестного хода.

Ковчег с частицей мощей Святителя Стефана, бывшей одной из главных святынь Пермской Епархии, бесследно исчез после разграбления Архиерейского дома в 1918 году.

В 1933 году был снесен Кремлевский собор Спаса на Бору. Вместе с ним были утрачены и святые останки Святителя Стефана, просветителя Перми Великой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

    "Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!"